В каком случае будет изменена формулировка увольнения при совершении коррупционных правонарушений?

 

 Статьей 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплено, что в случае если лицо, в отношении которого было принято решение о проведении проверки достоверности и полноты представленных в рамках декларационной компании сведений и соблюдения установленных антикоррупционным законодательством запретов и ограничений, уволилось в ходе ее проведения либо до принятия решения о применении к нему взыскания, материалы передаются в органы прокуратуры. 

 При этом после получения материалов незавершенной проверки органы прокуратуры принимают решение о проведении собственной проверки. В свою очередь прокуроры при наличии на то оснований наделены полномочиями по обращению в суд с иском об изменении основания и формулировки увольнения проверяемых лиц. 

 В случае удовлетворения такого искового заявления формулировка увольнения будет изменена на увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

  

Внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на  защиту прав детей

 

 Одним из способов взыскания алиментов, которые добровольно не уплачиваются, выступает заявление о вынесении судебного приказа.

Особенностью данной процедуры является:

– ускоренное рассмотрение заявления (10 дней);

– непроведение судебного разбирательства;

– приказ выносится без вызова взыскателя и должника.

 Суд исследует изложенные в направленном взыскателем заявлении о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документах сведения в обоснование позиции данного лица и выносит судебный приказ на основании представленных документов.

 Таким образом, взыскание алиментов благодаря судебному приказу, происходит быстрее и проще.

 Вместе с тем судебный приказ подлежит отмене при поступлении в установленный срок возражений должника.

 В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное им требование может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

 Новый закон позволяет взыскателю в случае отмены судебного приказа обратиться в суд и взыскать их за весь период, указанный в отмененном приказе.

 Согласно изменениям, внесенным в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26.10.2024 № 356-ФЗ, в случае отмены судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и удовлетворения требований взыскателя в порядке искового производства, такие требования удовлетворяются за период, в течение которого алименты подлежали взысканию согласно судебному приказу.

 В соответствии с Семейным кодексом РФ требование об уплате алиментов может быть удовлетворено за период не более 3 лет с момента обращения в суд.

 Кроме того, в соответствии с новой редакцией закона появилась возможность обжаловать определение об отмене судебного приказа в случае несвоевременного предоставления должником возражений.

 

Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части запрета заключения брака с определёнными лицами

 

 Федеральным законом от 08.08.2024 № 260-ФЗ часть 2 статьи 156 Семейного кодекса РФ дополнена запретом на заключение брака между лицами, хотя бы одно из которых является иностранными гражданином или лицом без гражданства, сведения о которых включены в реестр контролируемых лиц, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

 Также Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнен статьей 31.2, устанавливающей порядок ведения реестра контролируемых лиц.

 Такой реестр предусмотрен в целях учёта иностранных граждан, находящихся на территории России и не имеющих для этого законных оснований.

 Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре контролируемых лиц размещается на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставляется без взимания платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 В состав сведений реестра контролируемых лиц включаются сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения; пол; гражданство (подданство) иностранного государства либо сведения об отсутствии гражданства (подданства); сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ (при его наличии) и другие.

 

Внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие дополнительные гарантии работникам

 

 Федеральным законом от 08.08.2024 № 268-ФЗ статья 115 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена абзацем, устанавливающим, что работающим инвалидам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней.

 Изменение вступило в силу с 01.09.2024.

 Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 158.1, устанавливающей основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в Российской Федерации.

 Так, противодействие формированию просроченной задолженности по заработной плате осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием государственных внебюджетных фондов, а также профессиональных союзов, их объединений и работодателей, их объединений по следующим направлениям:

 1) принятие профилактических мер, направленных на недопущение формирования просроченной задолженности по заработной плате, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее формированию, мониторинг просроченной задолженности по заработной плате;

 2) привлечение работодателей к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы в порядке, установленном законодательством;

 3) содействие реализации мероприятий по погашению просроченной задолженности по заработной плате;

 4) проведение разъяснительной работы с участием сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников.

 Данные изменения вступят в силу с 01.03.2025.

 

Возможно ли направить средства материнского капитала на реконструкцию дома?

 

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2024 № 441 внесены изменения в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862.

 Согласно новшествам лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в том числе на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства либо реконструкцию дома блокированной застройки, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства либо реконструкцию дома блокированной застройки, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства либо компенсацию затрат, понесенных таким способом на реконструкцию дома блокированной застройки, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

 

Каковы особенности выплаты пособия по беременности и родам при срочном трудовом договоре?

 

 Пособие по беременности и родам работнице, с которой заключен срочный трудовой договор, назначается и выплачивается в обычном порядке.

 В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам – до окончания такого отпуска.

 Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности.

 Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

 

Конституционный суд высказал позицию относительно признания потерпевшим лица, отказавшегося от дачи взятки и сообщившего о ней

 

 Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 01.10.2024 № 42-П указано, что действующие нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации позволяют признать потерпевшим лицо, которое отказалось от предложения чиновника о даче взятки, сообщило об этом предложении в правоохранительные органы и содействовало изобличению виновного.

 Также судом отмечено, что отказ от взятки, своевременное заявление о ней и добровольное, активное содействие в изобличении виновных свидетельствуют о правомерности и общественной полезности поведения лица.

 Склонение к даче взятки лицо может расценивать для себя как неприемлемое и (или) оскорбительное поведение со стороны чиновника, тем более если оно прямо либо косвенно находится в зависимом от предполагаемого преступника положении.

 

Ответственность родителей за передачу управления средством индивидуальной мобильности детям

 

  В последнее время все большую популярность набирает использование средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся, в том числе электросамокаты, электроскейтборды, сигвеи, гироскутеры и др.

 Максимальная скорость передвижения на таких устройствах в пешеходных зонах и на тротуарах составляет не более 25 км/ч, что позволяет пользоваться ими без получения прав управления при условии мощности электродвигателя менее 0,25 кВт.

 Вместе с тем производители СИМ с каждым годом улучшают их технические характеристики, в том числе увеличивают скорость передвижения.

 СИМ содержат в себе потенциальную опасность, поскольку некоторые модели могут развивать скорость до 120 км/ч, что при ограниченной маневренности создаёт высокую опасность потери управления.

 Возраст наступления административной ответственности за отсутствие права управления по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ – 16 лет.

 Вместе с тем ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ установлена ответственность за передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющим права управления таким средством или лишенному такого права (влечет наложение штрафа в размере 30 тыс. руб.).

 Таким образом, перед приобретением или арендой СИМ необходимо ознакомиться с его техническими характеристиками, а также не передавать данные своего аккаунта в сервисах аренды и тем более – управлением устройствами детям.

 

Подписан закон, устанавливающий ответственность за пропаганду «чайлдфри»

 

 Федеральным законом от 23.11.2024 № 411-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I "О средствах массовой информации" и другие, согласно которым установлен запрет на пропаганду отказа от деторождения (чайлдфри).

 Кроме того, Федеральным законом от 23.11.2024 № 401-ФЗ внесены изменения в статью 6.21 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за пропаганду отказа от деторождения, выразившаяся в распространении информации и (или) совершении публичных действий, направленных на формирование отказа от деторождения или искаженного представления о социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения, либо навязывание информации об отказе от деторождения, вызывающей интерес к отказу от деторождения, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

 Указанные действия, совершенные среди несовершеннолетних с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния также влекут наступление административной ответственности.

 

С 1 марта 2025 года появится возможность установить самозапрет на получение кредита

 

 Федеральным законом от 26.02.2024 № 31-ФЗ статья 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях" дополнена пунктами 14-16, предусматривающими возможность установить самозапрет на кредиты.

 Данная опция введена в целях ограничения заключения с физическим лицом договоров потребительского займа (кредита).

 Информация о наличии такого запрета будет храниться в кредитной истории физического лица. В частности, подлежат хранению сведения:

- о дате и времени подачи заявления о запрете (снятии запрета);

- о дате начала действия запрета;

- о дате начала действия снятия запрета;

- условия запрета.

 Каким образом установить такой запрет?

 Физическое лицо вправе бесплатно любое количество раз подать во все квалифицированные бюро кредитных историй через МФЦ или с использов анием портала "Госуслуг" заявления о запрете, а также заявления о снятии запрета на заключение договоров потребительского займа (кредита).

 При этом запрет может распространяться на заключение кредитными организациями и (или) микрофинансовыми организациями с субъектом кредитной истории - физическим лицом договоров потребительского займа (кредита), за исключением договоров потребительского займа кредита, обязательства заёмщика по которому обеспечены ипотекой и (или) залогом транспортного средства, и договоров основного образовательного кредита, а также отдельно на заключение кредитными, микрофинансовыми организациями способом, не предполагающим личную явку физического лица договоров займа.

 

С 1 января 2025 года увеличится минимальная цена на табачную и некоторую никотинсодержащую продукцию

 

 В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» в целях сокращения спроса на табачные изделия и никотинсодержащую продукцию осуществляются ценовые и налоговые меры (повышение акциза) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

 Из информационного сообщения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.11.2024 № МА-21-26/29349 следует, что значение единой минимальной цены табачной продукции на период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2025 года составит 135 рублей (в настоящее время данный показатель равен 129 рублям).

 Кроме того, в соответствии с информационным сообщением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.11.2024 № МА-21-26/29348 рассчитано значение минимальной цены на период с 01.01.2025 по 31.12.2025 на никотинсодержащую продукцию:

– 1 грамм продукции с нагреваемым табаком – 22 рубля;

– 1 миллилитр жидкости для электронных систем доставки никотина в порционной упаковке (картридже (капсуле)) – 80 рублей;

– 1 миллилитр жидкости для электронных систем доставки никотина во флаконах (контейнерах для никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей) – 63 рубля;

– 1 миллилитр жидкости для электронных систем доставки никотина, помещенных изготовителем непосредственно в электронную систему доставки никотина промышленным способом (в устройстве одноразового использования) – 106 рублей;

– 1 грамм бестабачных смесей для нагревания в потребительской упаковке массой не более 125 граммов – 2 рубля;

– 1 грамм бестабачных смесей для нагревания в потребительской упаковке массой более 125 граммов – 2 рубля.

 

Усилена административная ответственность водителей за управление транспортным средством с видоизмененными или скрытыми государственными регистрационными знаками

 

 Федеральным законом от 14.10.2024 № 342-ФЗ внесены изменения в статью 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым данная статья дополнена новыми частями.

 Так, управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет с конфискацией указанных устройств.

 Также установлена административная ответственность за повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП (влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет).

 Ранее указанная статья КоАП РФ предусматривала наказание за управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих их идентификации в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей или лишения прав на срок от 1 до 3 месяцев.

 

Установлен запрет на продажу несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения

 

 Федеральным законом от 30.11.2024 № 438-ФЗ Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дополнен статьей 10.1, регламентирующей вопросы обеспечения прав детей на охрану здоровья от негативного воздействия сжиженных углеводородных газов и (или) их паров при использовании не по прямому назначению потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения.

 С 01.03.2025 запрещается продажа (в том числе дистанционным способом) несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения.

 Данный запрет установлен с целью обеспечения прав детей на охрану здоровья от негативного воздействия сжиженных углеводородных газов и (или) их паров.

 При этом, новым законом предусмотрено, что перечень потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения и порядок его формирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Установлена административная ответственность за нарушение требований к содержанию домашних животных

 

 Федеральным законом от 30.11.2024 № 440-ФЗ внесены изменения в статью 8.52 КоАП РФ, которыми установлена административная ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных (ч. 1 ст. 8.52 КоАП РФ).

 Ранее диспозиция данной статьи устанавливала ответственность лишь за несоблюдение общих требований к содержанию животных, за исключением требований к содержанию домашних животных, а также случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8.52 КоАП РФ и статьями 8.53 КоАП РФ (несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию), 8.54 КоАП РФ (несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев).

 За совершение данного правонарушения установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс.руб. до 3 тыс.руб.; на должностных лиц - от 5 тыс.руб. до 15 тыс.руб.; на юридических лиц - от 15 тыс.руб. до 30 тыс.руб.

 При выгуле домашнего животного необходимо:

- исключать возможность свободного, некотролируемого передвижения животного вне мест, разрешённых для выгула животных;

- обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

- не допускать выгул потенциально опасной собаки без намордника и др.

 Вместе с тем в случае причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности для виновных лиц статьей 118 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс.руб. или дохода осуждённого за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо ограничения свободы на срок до 3 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев.

 

Что такое конфликт интересов?

 

 Понятие «конфликт интересов» установлено статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

 Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 названной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

 Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.

 Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.

 В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственные и муниципальные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязаны уведомить в порядке, определенном работодателем, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.

 В свою очередь представитель нанимателя (работодателя), если ему стало известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

 Непринятия лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.