Безопасность на железнодорожных путях
Физические лица с 1 марта 2025 года смогут устанавливать самозапрет на займы (кредиты)
Федеральным законом от 26.02.2024 № 31-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» и Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», согласно которым с 01.03.2025 физическое лицо вправе устанавливать запрет на заключение договоров потребительского займа (кредита).
Данная мера направлена на ограничение заключения с физическим лицом договоров потребительского займа (кредита), за исключением договоров, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, залогом транспортного средства, и договоров основного образовательного кредита, предоставление государственной поддержки по которому осуществляется в порядке, установленном в соответствии с ч. 4 ст. 104 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Такой запрет устанавливается путем подачи бесплатного заявления во все квалифицированные бюро кредитных историй через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Заявление о снятии запрета подается аналогичным образом.
Квалифицированное бюро кредитных историй обязано осуществлять формирование и предоставление юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, в том числе пользователю кредитной истории, сведений о запрете (снятии запрета), полученных квалифицированным бюро кредитных историй от субъектов кредитных историй – физических лиц и хранящихся в таком квалифицированном бюро кредитных историй, а также сведений о запрете (снятии запрета), полученных квалифицированным бюро кредитных историй от других квалифицированных бюро кредитных историй в случае обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе пользователя кредитной истории, во все квалифицированные бюро кредитных историй путем обращения в одно из них.
Кредитная организация, микрофинансовая организация не ранее чем за 30 календарных дней до даты заключения договора потребительского кредита (займа) обязаны запросить во всех квалифицированных бюро кредитных историй, а квалифицированные бюро кредитных историй обязаны предоставить информацию о наличии в кредитной истории заемщика сведений о запрете (снятии запрета) в порядке, установленном статьей 6.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».
При наличии сведений о действующем запрете в кредитной истории заемщика на день запроса кредитной организацией, микрофинансовой организацией информации о наличии в кредитной истории заемщика сведений о запрете (снятии запрета) кредитная организация, микрофинансовая организация отказывают заемщику в заключении договора потребительского кредита (займа), если на такой договор потребительского кредита (займа) распространяется запрет.
При этом кредитная организация, микрофинансовая организация обязаны уведомить заемщика в письменной форме об отказе в заключении договора потребительского кредита (займа), на заключение которого распространяется действующий запрет, с указанием причины отказа, не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе заемщику в заключении договора потребительского кредита (займа).
Кроме того, юридические и физические лица не вправе требовать исполнения заемщиком обязательств по договору потребительского кредита (займа) в случаях несоблюдения кредитной организацией, микрофинансовой организацией обязанностей, предусмотренных новым законом.
Какие существуют гарантии для работников, имеющих инвалидность?
Трудовым кодексом Российской Федерации для работников, являющихся инвалидами установлены следующие гарантии:
– сокращенная продолжительность рабочего времени – для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не более 35 часов в неделю;
– продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов устанавливается в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке. При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день;
– работодатель обязан на основании письменного заявления работника, являющегося инвалидом, предоставить отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году;
– направление инвалидов в служебные командировки допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от направления в служебную командировку;
– работодатель обязан обеспечить при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
Могут ли привлечь лицо к уголовной ответственности за неуплату алиментов?
Частью 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за неуплату средств на содержание детей.
Так, уголовная ответственность установлена за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно.
За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде исправительных работ на срок до 1 года, либо принудительных работ на тот же срок, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.
При этом неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В свою очередь частью 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Совершение данного правонарушения влечет обязательные работы на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере 20 тыс. руб.
Об особенностях передачи объекта долевого строительства его участникам
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2380 установлены особенности передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, согласно которым по 31.12.2024 включительно:
– срок передачи объекта долевого строительства застройщиком и принятия его участником долевого строительства по соглашению сторон может быть изменен в отдельности от других объектов долевого строительства, входящих в состав того же многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, но не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и без внесения изменений в проектную декларацию;
– сообщение о завершении строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с договором участия в долевом строительстве и о готовности объекта долевого строительства к передаче, предложение о внесении изменений в договор в части сведений о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства и его принятия участником долевого строительства, составленные в форме электронного документа, могут быть направлены участнику долевого строительства по адресу электронной почты, указанному в договоре, либо иным способом, указанным в договоре;
– при обнаружении существенных нарушений требований к качеству объекта долевого строительства, подтвержденных актом осмотра, составленным с участием специалиста, участник долевого строительства вправе отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства и предъявить требование о безвозмездном устранении выявленных недостатков либо отказаться от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства и исполнения договора и предъявить требования к застройщику о возврате денежных средств и уплате процентов;
– при выявлении отступлений от условий договора и (или) указанных в законе обязательных требований, приведших к ухудшению качества объекта долевого строительства, или иных недостатков, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства по общему правилу обращается к застройщику с требованием о безвозмездном устранении выявленных недостатков;
– застройщик удовлетворяет требование о безвозмездном устранении выявленных недостатков в срок не более 60 календарных дней со дня подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства, а в случае обнаружения существенных нарушений требований к качеству объекта долевого строительства – в срок не более 60 календарных дней со дня составления акта осмотра с участием специалиста;
– в случае отказа застройщика удовлетворить требование о безвозмездном устранении выявленных недостатков или неудовлетворении его в установленный срок участник долевого строительства предъявляет иск в суд либо обращается к застройщику по своему выбору с требованием о соразмерном уменьшении цены договора или возмещении расходов участника долевого строительства на устранение недостатков и другие.
Об ответственности физических лиц за коррупционные нарушения
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» распространяется не только на лиц, замещающих должности в органах государственной власти и местного самоуправления, но и на физических лиц, участвующих в совершении коррупционного правонарушения.
Статьей 13 данного закона установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уголовная ответственность за совершение гражданами коррупционных преступлений предусмотрена различными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
Например, статьей 291 установлена ответственность за дачу взятки, статьей 291.1 – посредничество во взяточничестве, статьей 204 – коммерческий подкуп.
Административная ответственность для граждан предусмотрена статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего. Данная статья устанавливает ответственность не только для должностных и юридических лиц, но и для физических лиц, не занимающих такие должности.
Так, учредители обществ, нотариусы, адвокаты, лица, заключившие гражданско-правовой договор с бывшим государственным (муниципальным) служащим, несут ответственность по данной статье в качестве физических лиц.
Гражданско-правовая ответственность наступает на основании судебного акта, которым установлен факт совершения, участия в совершении или получения выгоды от совершения коррупционного правонарушения.
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений о его приобретении на законные доходы (подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ). При этом законодателем не установлен перечень лиц, подлежащих привлечению к данному виду ответственности.
Об уголовной ответственности за фиктивную регистрацию лиц в жилых помещениях
Статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию:
– гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации;
– иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
При этом под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде:
– штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
– либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
– либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Следует отметить, что согласно примечанию к ст. 322.2 УК РФ лицо, совершившее данное преступление освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Подлежит ли взысканию задолженность по алиментам по достижению ребенком 18-ти летнего возраста?
В соответствии со ст. 120 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются смертью одной из сторон, истечением срока действия этого соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением.
При этом выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается в том числе по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Вместе с тем взыскание задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по уплате алиментов, в том числе при достижении ребенком совершеннолетия, осуществляется в очередности, установленной законом для удовлетворения требования о взыскании алиментов.
Установлен запрет на рекламу информационных ресурсов иноагентов и распространение рекламы на таких ресурсах
Федеральным законом от 11.03.2024 № 42-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», согласно которым на иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Кроме того, из изменений, внесенных в Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации», следует, что запрещается реклама в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов.
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента.
Новшества вступили в силу с 22.03.2024.
Федеральный пакет социальной рекламы
Меры социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами
Права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов в сфере образования
Введена административная ответственность за нарушение требований в области размещения биометрических персональных данных
С 23.12.2023 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ дополнен статьей 13.11.3, установившей административную ответственность за размещение и обновление банками, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, иными организациями в случаях, определенных федеральными законами, биометрических персональных данных субъекта персональных данных в государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных» с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.
Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Напомним, что требования к размещению сведений в единой биометрической системе и в единой системе идентификации и аутентификации установлены статьей 4 Федерального закона от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных,
о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
О ратификации Договора между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам
Между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой действует Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам, ратифицированный 25.04.2023 в соответствии с Федеральным законом от 14.04.2023 № 115-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам» (далее – Договор).
Данный Договор, заключенный в Санкт-Петербурге 29 июня 2022 года, устанавливает порядок взаимодействия между странами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, определяет органы, уполномоченные на осуществление взаимодействия, перечень преступлений и условий, влекущих оказание правовой помощи.
В объем правовой помощи входит, в том числе вручение документов, получение доказательств и заявлений, исполнение запросов об обыске и изъятии имущества, розыск, наложение ареста, изъятие и конфискация доходов, полученных от преступной деятельности, и орудий совершения преступлений, возврат имущества, временная передача вещественных доказательств.
Договор закрепляет требования к форме и содержанию запроса об оказании правовой помощи, языку на котором он направляется, порядку его исполнения, срокам, устанавливает основания отказа в исполнении.
Центральными органами, обеспечивающими сотрудничество, со стороны Российской Федерации, являются Министерство юстиции Российской Федерации (в части, касающейся вопросов, связанных с деятельностью судов) и Генеральная прокуратура Российской Федерации – по иным вопросам оказания правовой помощи. Со стороны Сирийской Арабской Республики центральным органом является Министерство юстиции Сирийской Арабской Республики.
Об уголовной ответственности за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Объективная сторона указанного преступления заключается в действиях, направленных на изъятие водных биоресурсов из среды обитания или завладения ими в нарушение норм экологического законодательства (без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова).
При решении вопроса о наличии либо отсутствии состава преступления, основополагающим является совершение деяния при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых, химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации либо когда такими действиями причинен крупный или особо крупный ущерб.
Крупным признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным – двести пятьдесят тысяч рублей.
Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2018 № 1321.
Уголовная ответственность за незаконную добычу водных биологических ресурсов наступает с 16 лет.
Наказание за данное преступление в зависимости от его квалификации предусмотрено в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет.
Назначение наказания виновному лицу не освобождает его от обязанности возместить вред, причиненный незаконным выловом водных биологических ресурсов.
Поверка индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов
В соответствии с положениями жилищного законодательства собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов вправе принять решение об установке индивидуальных приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, для определения объема потребленных коммунальных ресурсов.
В силу требований Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» к применению допускаются только средства измерений утвержденного типа, прошедшие первичную поверку до ввода в эксплуатацию либо после ремонта, а также периодическую поверку в процессе эксплуатации.
Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в технической документации на прибор учета.
Также сведения о дате истечения межповерочного интервала могут быть указаны в информационном блоке Единого платежного документа.
До истечения указанного межповерочного интервала проведение поверки прибора учета не требуется.
Поверку средств измерений вправе осуществлять только специализированные организации, имеющие свидетельство об аккредитации, сведения о которых вносятся в соответствующий реестр.
Наличие и статус аккредитации конкретной организации потребитель вправе проверить на сайте Федеральной службы по аккредитации в сети Интернет (https://fsa.gov.ru).
Работы по обслуживанию и поверке приборов учета выполняются на основании договора, заключенного между собственником помещения и специализированной организацией, выбранной потребителем самостоятельно.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, показания индивидуальных приборов учета, не прошедших в установленном порядке поверку, к расчетам платы за потребленные коммунальные ресурсы не принимаются.
С 01.07.2024 отменена банковская комиссия при оплате услуг ЖКХ для лиц, нуждающихся в социальной поддержке
В связи с принятием Федерального закона от 19.12.2023 № 602-ФЗ «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» комиссионное вознаграждение (вознаграждение) за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги физическими лицами, которые нуждаются в социальной поддержке и перечень категорий которых устанавливается Правительством Российской Федерации, не взимается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С 1 апреля вступил в силу запрет «наливаек» по решению регионов
Федеральным законом от 14.02.2024 № 6-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которым субъекты Российской Федерации вправе устанавливать законом субъекта Российской Федерации требование об осуществлении розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания только в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты, в том числе расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
Также субъекты Российской Федерации вправе устанавливать ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания (за исключением ресторанов), расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, по основаниям, на условиях (включая места расположения объектов общественного питания) и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют в федеральный орган по контролю и надзору по запросу данного органа сведения об установлении ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.
Кроме того, новым законом запрещено производство алкогольной продукции с добавлением этилового спирта в случае, если такое добавление не предусмотрено требованиями государственных стандартов и технических регламентов.
С 01.01.2024 вступили в силу новые условия для кредитных каникул
Федеральным законом от 24.07.2023 № 348-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено право заемщика, заключившего договор потребительского кредита (займа), обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода на срок до шести месяцев, в течение которого заемщик вправе не вносить платежи по такому договору.
До установления Правительством Российской Федерации максимального размера кредита (займа), по которому заемщик вправе обратиться с требованием о предоставлении льготного периода, устанавливается в размере:
1) 1 миллиона 600 тысяч рублей для договоров потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которым обеспечены залогом транспортного средства;
2) 450 тысяч рублей для остальных договоров потребительского кредита (займа).
До установления Правительством Российской Федерации максимального размера кредита (займа), для договоров потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, по которому заемщик вправе обратиться с требованием о предоставлении льготного периода, лимит выдачи или лимит задолженности (наименьшая из указанных величин) устанавливается в размере 150 тысяч рублей.
Условия предоставления льготного периода:
– нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации;
– отсутствие постановления суда о признании заемщика банкротом;
– условия кредитного договора ранее не изменялись по требованию заемщика.
Под трудной жизненной ситуацией следует понимать одно из следующих обстоятельств:
– снижение среднемесячного дохода заемщика, рассчитанного за 2 последних месяца, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом, рассчитанным за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения заемщика с требованием о предоставлении льготного периода;
– проживание заемщика в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушение условий его жизнедеятельности и утрата им имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Кроме того, в течение льготного периода не допускается начисление неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа). Сумма процентов, неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа) фиксируется на время льготного периода.
Установлен запрет на рекламу информационных ресурсов иноагентов и распространение рекламы на таких ресурсах
Федеральным законом от 11.03.2024 № 42-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», согласно которым на иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Кроме того, из изменений, внесенных в Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации», следует, что запрещается реклама в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов.
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента.
Новшества вступили в силу с 22.03.2024.
Что такое конфликт интересов?
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) служащим, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми служащий, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
На практике в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности и обладающих в связи с этим соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства. Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственные (муниципальные) служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также данные лица имеют обязанность уведомить в порядке, определенном работодателем, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.
В свою очередь работодатель, если ему стало известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию, является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлена возможность оформления краткосрочных полисов ОСАГО
Федеральным законом от 04.08.2023 № 455-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которым владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на срок от 1 дня до 3 месяцев (краткосрочный договор обязательного страхования).
При этом краткосрочный договор обязательного страхования вступает в силу через три дня после дня предоставления страховщику документов (если указанным договором не установлен более короткий срок вступления его в силу):
1) заявление о заключении договора обязательного страхования;
2) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если владельцем транспортного средства является физическое лицо);
3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если владельцем транспортного средства является юридическое лицо);
3) регистрационный документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства или свидетельство о регистрации машины), либо паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники при заключении договора обязательного страхования до государственной регистрации транспортного средства;
4) водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), временное удостоверение на право управления самоходными машинами либо копия одного из указанных документов в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
5) документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства);
6) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) инвалида (в том числе ребенка-инвалида), имеющего медицинские показания для приобретения транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм, в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении такого транспортного средства, а также страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) законного представителя инвалида (в том числе ребенка-инвалида), если он является страхователем и (или) собственником указанного транспортного средства.
Сокращен перечень работ и услуг, о начале осуществления которых надлежит уведомить контрольный орган
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2024 № 219 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
Новым постановлением предусмотрено, что учет уведомлений осуществляется с использованием единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, являющегося подсистемой федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
С 31.05.2024 из перечня работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление исключены:
– услуги по пошиву обуви по индивидуальному заказу населения; услуги по ремонту, растяжке и окраске обуви;
– услуги по изготовлению прочих трикотажных и вязаных изделий, не включенных в другие группировки по индивидуальному заказу населения; услуги по ремонту и подгонке/перешиву одежды и бытовых текстильных изделий;
– услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий;
– услуги в области фотографии;
– услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении;
– распиловка и строгание древесины;
– ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования;
– производство деревянной тары;
– производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры;
– производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации;
– деятельность туристических агентств и другие.
Новшества вступают в силу с 31.05.2024.
Решением суда по иску бывшей супруги я ограничен в родительских правах. Сын проживает с бывшей супругой, которая не дает мне общаться с ребенком. Могу ли я обратиться в органы опеки и попечительства за получением разрешения на контакты с ребенком?
Согласно ст. 75 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния.
Контакты родителя с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок.
Напоминаем, что суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).
Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.
Подписан закон о запрете создания новых скотомогильников
Федеральным законом от 12.12.2023 № 582-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», согласно которым запрещается создание новых скотомогильников.
Новшество вступает в силу с 01.09.2024.
При этом скотомогильники, за исключением скотомогильников, содержащих биологические отходы, зараженные возбудителем сибирской язвы, подлежат ликвидации в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации.
Содержание и (или) эксплуатация объектов уничтожения биологических отходов осуществляются гражданами и организациями, которые осуществляют обращение с биологическими отходами и информация о которых включена в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии.
Кроме того, эксплуатация ранее созданных скотомогильников в целях уничтожения умеренно опасных биологических отходов допускается до 01.01.2030.
Также установлено понятие «биологические отходы» – это останки животных и другие объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности, ветеринарные конфискаты, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Биологические отходы подразделяются на две категории:
1) умеренно опасные биологические отходы;
2) особо опасные биологические отходы.
Обращение с биологическими отходами осуществляется организациями и гражданами, информация о которых включена в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии.
Уничтожение биологических отходов осуществляется с использованием объектов уничтожения биологических отходов.
Следует отметить, что согласно новому закону уничтожение особо опасных биологических отходов в скотомогильниках запрещено.
О ратификации Конвенции государств - участников Содружества Независимых Государств о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы
С 23 декабря 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 12.12.2023 № 570-ФЗ «О ратификации Конвенции государств – участников Содружества Независимых Государств о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы» (далее – Конвенция).
Данная Конвенция, заключенная в столице Туркменистана 11 октября 2019 года, устанавливает порядок взаимодействия между странами-участниками по вопросам исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения мер уголовно-правового характера, перечень наказаний и условий, влекущих их исполнение, а также основания для отказа в исполнении.
Стороны обязуются информировать лиц, осужденных к указанному виду наказаний, о содержании настоящей Конвенции и правовых последствиях передачи исполнения наказания.
Осужденный или его законный представитель вправе обратиться в компетентный орган договаривающейся стороны с ходатайством о передаче исполнения наказания в государство назначения наказания или государство исполнения наказания, по результатам рассмотрения обращения принимается решение об обращении с запросом о передаче исполнения наказания либо об отказе в передаче.
Исполнению подлежат вступившие в силу судебные решения, на основании которых назначено наказание, не связанное с лишением свободы, при этом положения данного многостороннего международного договора не применяются к вопросам, связанным с исполнением наказания в виде принудительных мер медицинского характера, штрафа или иным наказаниям имущественного характера, а также конфискации.
Основаниями для отказа в исполнении запроса о передаче исполнения наказания, являются ненаказуемость деяния, в связи с совершением которого назначено наказание, истечение сроков давности приведения в исполнение приговора суда и другие.
Отдельно указывается, что в исполнении может быть отказано в случаях если запрос о нем относится к преступлению против военной службы, не являющемуся преступлением по общему уголовному праву, преступлению, связанному с нарушением налогового и (или) таможенного законодательства, а также если за совершенное деяние, в связи с которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, и (или) мера уголовно-правового характера, осужденный понес наказание в государстве исполнения наказания или был оправдан, либо дело было прекращено, либо он освобожден от наказания.
Решение вопросов об обжаловании или пересмотре указанных судебных решений относится к исключительной компетенции государства назначения наказания, при этом помилование и амнистия лица, в отношении которого вынесено решение о признании и исполнении судебного решения, осуществляются как государством назначения наказания, так и государством исполнения наказания в соответствии со своим законодательством.
Положения Конвенции применяются в отношении судебных решений (приговоров), вынесенных после ее вступления в силу.
Может ли служащий быть привлечен к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения?
Федеральным законом от 13.06.2023 № 258-ФЗ Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнен статьей 13.5, которой прокуроры наделены новыми полномочиями.
Так, в случае увольнения служащего, в отношении которого было принято решение о проверке достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения иных ограничений, установленных антикоррупционным законодательством, полученные в ходе такой проверки материалы передаются в органы прокуратуры Российской Федерации в трехдневный срок после его увольнения.
На основании полученных материалов прокуроры принимают решение о проведении соответствующей проверки.
По результатам проведения проверок на основании указанной статьи прокуроры вправе обратиться в суд с исковым заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.
Срок обращения в суд – не позднее 4 месяцев со дня получения материалов проверки. В случае удовлетворения исковых требований прокурора формулировка увольнения будет изменена на увольнение лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения».
Может ли проводится процедура контроля за расходами государственного гражданского служащего после увольнения?
В случае увольнения служащего, в отношении которого было принято решение о проведении процедуры контроля, полученные в ходе такой проверки материалы передаются в органы прокуратуры Российской Федерации.
На основании полученных материалов прокуроры принимают решение о проведении соответствующей проверки.
Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 307-ФЗ внесены изменения, позволяющие осуществить процедуру контроля расходов и в случае увольнения государственного гражданского служащего со службы – в течение 6 месяцев после увольнения.
Прокурорам предоставлены полномочия проводить проверку законности осуществления сделок в случае увольнения проверяемого лица до завершения проверки и обращаться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие законность их получения, по результатам рассмотрения поступивших материалов и проведенных прокурорами проверок.
Каков размер пособия по беременности и родам?
Согласно ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Приказом Минтруда России от 29.09.2020 № 668н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, согласно которому
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:
– среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
– 300 рублей – женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
– стипендии – женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
– денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в таможенных органах.
При этом максимальный размер пособия по беременности и родам зависит в общем случае от предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году начала отпуска по беременности и родам.
Возможно ли вернуть денежные средства, похищенные «мобильными» мошенниками?
В настоящее время сформировалась судебная практика по взысканию на основании исков граждан неосновательного обогащения с непосредственных владельцев счетов, на которые перечисляются денежные средства в таких случаях.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, в силу которых такое имущество не подлежит возврату лежит на ответчике.
В ходе рассмотрения исков указанной категории ответчики – номинальные владельцы счетов зачастую не могут представить доказательства законных оснований для приобретения денежных средств, в связи с чем суды выносят решения в пользу потерпевших.
В этой связи пострадавшие от «мобильных» мошенников граждане вправе обратиться в суд с целью взыскания похищенных денежных средств к владельцам счетов, на которые эти средства были перечислены.
Кроме того, согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства в случае, если потерпевший по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сделать этого самостоятельно.